![]() |
АЛЕНА БОГУСЛАВСКАЯ: |
Талант Алены Богуславской многогранен: актриса, певица, композитор.
Блестяще играла и пела в театрах «У Никитских ворот», «На досках», «Музыки и
драмы Стаса Намина»… Мало кто знает, что ее в жизни был период, когда она
вдруг резко бросила сцену и посвятила себя воспитанию
дочек – Марии и Насти. Сегодня Алена
вновь играет главные роли в антрепризном театре «Колесо», пишет музыку,
выступает с сольными концертами. Причем, что интересно, теперь в ее
семье сразу три музыканта. О том, как ей это все удается, передается
ли музыкальный дар по наследству и о многом другом мы поговорили с Аленой
Богуславской и ее дочерью – молодой, но уже известной саксофонисткой
Анастасией.
-
Алена, у каждого творческого человека свой путь. Каков был ваш путь на
сцену?
-
Для меня он начался в… два года. Мое первое публичное выступление состоялось
на борту тихоокеанского лайнера «Советский Союз», когда мы плыли с
родителями из Владивостока в Петропавловск-Камчатский. Во время детского
концерта, который устроили воспитатели, я вдруг вышла и сказала: «Я буду
петь!» Поскольку песен я тогда еще не знала, вообще только недавно научилась
разговаривать, я спела собственную импровизацию – абракадабру на каком-то
своем понятном одной мне языке. Сходу!
-
Успешно?
-
(Смеется.) Родители потом вспоминали, что когда они пришли, увидели как
другие родители и воспитатели тихо сползали со стульев от смеха. Меня еле
увели со сцены. Так мне хотелось самовыразиться… А дальше была музыкальная
школа по классу фортепиано, в которую меня приняли вопреки правилам приема –
в пять лет, хотя обычно принимали в семь. Считаю, благодаря моей сумасшедшей
тяге к музыке, которую нельзя было не заметить.
-
Ваши родители имели отношение к музыке?
-
Нет, но они были необыкновенно разносторонними людьми. Папа, военный врач по
профессии, был прекрасный художник, любил петь под гитару. Даже на старости
лет, когда он ослеп и не мог писать картины, папа начал вдруг писать стихи,
причем, глубокие, жизнеутвердающие. Мама – была очень красивой, артистичной
женщиной с прекрасными вокальными данными. Не сбылась ее мечта стать
актрисой, но... Будучи завучем по воспитательной работе одной из школ группы
советских войск в Германии (мы всей семьей жили тогда в ГДР), она создала в
своей школе театр миниатюр. И этот театр гремел по всей Группе наших войск.
- Кто из музыкантов на вас наибольшее влияние
оказал в детстве?
- Барбара Стрейзанд! Очень уважаю ее как
певицу и актрису, сумевшую пробиться в жизни несмотря ни на что. Особенно
потрясает ее великолепная способность вкладывать душу, отдаваться каждой
песне. В детстве я много раз слушала ее знаменитую «My Favourite
Things», и каждый раз плакала…
-
Алена, а когда вы начали писать музыку?
-
Лет в 12-13, когда я уже закончила музыкальную школу, в моей жизни начался
новый этап – я научилась играть на гитаре. Мы организовали свой ВИА. И вот,
чтобы расширить репертуар, быть не такой как все, я стала сама себе писать
песни на стихи Юлии Друниной, Роберта Рождественского, других прекрасных
поэтов… Вообще надо сказать, что гитара потом долгие годы меня сопровождала
- в школе, лагерях, институте. Благодаря ей, вокруг меня всегда собиралось
много народу. Музыка сплачивает людей!
-
Вам говорили, что у вас редкий вокальный дар?
-
Если честно, то я догадывалась (смеется). Но… Заканчивала я школу в Москве,
попутно занималась в театральной студии. После выпускных мы с друзьями
решили поступать на актерский. Случайно я зашла на эстрадное отделение, где
проводила прослушивание Мира Львовна Коробкова – лучший педагог по вокалу.
- Легендарная личность! Про нее говорили, что,
приведи к ней медведя, через год он будет петь как Карузо.
- Я тогда этого, конечно, не знала… Помню, я
ей спела какую-то джазовую импровизацию, и Мира Львовна в меня просто
вцепилась: «Я вас беру!» Выхожу, мне друзья говорят: «Неужели предашь наше
актерское дело?!» А я была еще маленькая, глупенькая… И решила актерское
братство не предавать. Но как жизнь показала – все равно все в ней
предопределено. На очередном прослушивании мне сказали: «Девушка, вы так
замечательно поете. Поступайте на актерский музыкального театра». К счастью,
на этот раз я прислушалась и, сдав все творческие экзамены на пятерки,
поступила в Гнесинское, где как раз готовили синтетических актеров.
- Насколько я знаю, вы Гнесинкой не
ограничились…
- Позже я закончила ГИТИС, работала как
актриса и певица в театрах «У Никитских ворот», «На досках». Но у меня к
этому времени было уже двое детей, и я поняла, что совмещать сцену и семью
(а дети для меня – святое!) крайне трудно. Недолго думая, бросила сцену,
поступила в иняз имени Мориса Тореза и стала
воспитывать своих дочек.
- Словом, пожертвовали карьерой в имя семьи?
- Надо было выбирать. Вообще вся моя бурная
жизнь поделена на периоды, когда я занималась совершенно разными делами, при
этом отдавая себя им полностью и получая от этого абсолютное удовлетворение.
В какой-то период ушла с головой в семью, изучала языки, затем пришла к
вере, пела в церковном хоре… Теперь играю
в театре «Колесо» и занимаюсь собственным творчеством как композитор
и певица.
- Как вы пришли к этому?
- Я же говорю: все предопределено свыше! В
церковном хоре я познакомилась
с выпускницей Московского
колледжа импровизационной музыки, которая пригласила меня на
отчетный концерт. Я взяла
с собой своих дочек, и мы все
вместе открыли для себя новый мир - буквально по уши влюбились в джаз. Насте
было 11 лет, Маше – 13... Я стала
брать уроки джазового вокала у великолепной певицы и педагога этого
колледжа –Анны Демьяновой.
И она меня научила петь джаз. Самое удивительное, что как раз в этот момент
я снова начала писать музыку. На этот раз – серьезно! Я вскакивала ночью и
садилась за инструмент... Вдруг оказалось, что назрело
столько музыкального материала.
Музыка меня просто переполняла!
- Что вы исполняли на своих первых концертах?
- Джазовые композиции, зарубежные хиты… Но
быстро пришло желание и потребность петь свое. Так появился мой авторский
альбом «Полутона». Причем мне интересно работать во всех жанрах, поэтому
в альбоме есть и
джаз, и поп-рок, и баллады, и попса.
На любой вкус, что называется.
- О чем ваши песни?
- Трудно сказать коротко, в них много драматизма, страсти, они эмоционально
насыщены, но в итоге, как поется в одной из моих песен, «лето вернется, я
знаю, я верю!»
- Есть-есть. (Смеется.) Пишут восхищенные
письма, обсуждают на интернет форумах. Еще заметила, что некоторые
продюсеры, которым я давала послушать свои записи, даже мои мелодии
подворовывают. С одной стороны, вроде нехорошо, а с другой, значит,
пользуюсь успехом. Оценили!
- Вы поете, пишете музыку, играете в театре.
Какое занятие для вас номер один?
- Как я уже говорила, я синтетическая актриса,
и одно от другого не отделяю.
- Какие у вас отношения с шоу-бизнесом?
- Наверное, никаких. У меня даже своего
продюсера нет. Поэтому меня и нет на телевидении.
- Кто же организовывает
ваши концерты?
- Я же человек целиком творческий,
не коммерческий, но приходится
заниматься и этим. В принципе, конечно,
организатор нужен. Если после интервью кто-то захочет стать моим продюсером,
обещаю рассмотреть все предложения.
- Если без ложной скромности, ваша фишка в
чем? Чем цепляете зрителей?
- Наверное, «фишка» - в эмоциональности, в
том, что я верю в то, о чем пою.
Стараюсь
вкладывать душу в каждую песню, в каждую роль, быть искренней, проживать
каждую спетую
ноту и каждое сказанное слово.
- Чем вы еще любите заниматься, кроме музыки?
- Много чем. Главные мои интересы – театр,
литература, поэзия, путешествия,
живопись, йога, самосовершенствование. Так что знаю точно, что когда я буду
старенькой и, может, потеряю голос, мне будет, куда направить свою
активность. (Смеется.)
- По-вашему, в чем феномен успеха музыканта?
Что для признания нужно?
- Думаю, прежде всего, яркая индивидуальность.
Нужно оставаться самим собой, не пытаться кому-то подражать, верить в то,
что твой успех обязательно придет. Ну и к этому еще необходимо немножечко
везения.
- Настя, вы согласны с мамой по поводу
составляющих феномена успеха?
Настя: - Во многом - да. Еще мне кажется,
необходимо заниматься своим делом
профессионально. Для этого нужно кропотливо трудиться. Как мне говорили
в детстве, когда я училась играть на
саксофоне: «чтобы получалось хорошо, нужно заниматься до кровавого
пота». Я это четко усвоила.
- Алена, ваши дочки – закулисные дети или
домашние?
Алена: - Точно не закулисные. Я старалась,
чтобы они успевали все: и в школе, и музыкой занимались, и спортом, и
танцами. Скорее, я за ними «хвостиком» ходила, чем они за мной.
- Мечтали: «вот они вырастут и станут
классными музыкантами»?
Алена: - Для меня главное было, чтобы они
выросли здоровыми и счастливыми, творческими людьми. Потому что творчество
любую жизнь наполнит, новым светом озарит. Да, в периоды беременности я
любовалась закатами, слушала классическую музыку, ходила на выставки. Потом
мы с дочками и песенки пели, все время музыкальные сказки слушали на
пластинках… Вполне возможно, это в итоге сказалось на их тяге к музыке.
Настя: - А я вот этого
почему-то не помню. Зато
отчетливо помню, как в четыре года произнесла сакраментальную фразу:
«Когда я вырасту, у меня будет две работы: я буду играть со сцены разные
музыки и ходить в институт, как мама!» Тем не менее, с музыкой у меня в
детстве отношения не очень
складывались. К фортепиано быстро охладела. И вообще росла довольно
своенравным ребенком, хотя со всей
ответственностью ходила в художественную
школу, на бальные танцы. Но примерно с шести лет у меня была одна
«золотая» мечта – заниматься каратэ.
И в десять лет я ее наконец исполнила, записалась в спорт-клуб и была
безумно счастлива. А на каждый свой день рожденья я, задувая на торте свечки,
загадывала желание стать
чемпионкой мира.
Алена: - В тот момент я очень испугалась! Даже
какое-то время сопротивлялась…Боялась, что она переломает себе все руки и
ноги.
- Как же вы стали музыкантом?
Настя: - Все в моей спортивной карьере
складывалось здорово до того момента, как мама предложила нам с сестрой
пойти на тот пресловутый концерт в джазовый колледж, о котором она
рассказывала. Мы очень сильно упирались, особенно я. Но когда я услышала
живьем, как играют джаз на саксофоне, мир для меня перевернулся. Это была
любовь с первого взгляда! Прямо в зале я решила: отсюда не уйду, пока меня
не примут в этот колледж. И надо сказать спасибо родителям, что они как-то
легко восприняли это мое желание.
Буквально через пару недель купили мне саксофон.
И в колледж я поступила даже несмотря
на то, что я была на два года младше официального возраста для абитуриентов.
- А как же каратэ?
Настя: - Параллельно я участвовала в
соревнованиях, ходила вся перебитая. Помню, сдавала зачеты по сольфеджио
с перебинтованными кистями рук. Все костяшки были разодраны в кровь,
пальцы плохо двигались. На меня жалостливо смотрели педагоги…
Год я разрывалась,
но все-таки пришлось сделать выбор, и
был он в пользу музыки. По каратэ очень скучаю, но ни о чем не жалею: вся
моя жизнь связана с музыкой.
- Алена,
классическая формула гласит: природа на детях отдыхает.
Как в
вашем случае?
Алена: - Это абсолютно не тот случай.
Наоборот!
- Настя, у вас уже есть успехи, которыми можно
похвалиться?
Настя: - У меня сейчас несколько активных
проектов:
Paul
B
&
The
Band
и
EXIT
Project. Первое – это синти-джаз, микс танцевальной
электроники и «живой» музыки, а стиль второго проекта можно описать как «арт-фьюжн»,
тоже авторская музыка тесно связанная с электроникой, с очень интересным
набором акустических инструментов. У обоих проектов насыщенный концертный и
гастрольный график, множество интересных идей и планов на будущее.
- Как известно, творческий мир – жестокий и
беспощадный. Трагических примеров много. Вы готовы все это преодолевать?
Алена: - Безусловно.
Настя: - Если уж выбрал этот путь, ты должен
быть готов ко всем препятствиям, которые могут возникнуть. Пока, слава Богу,
тьфу-тьфу-тьфу, никаких ужасов не
было! Да, хотелось бы отметить – я же еще в проекте собственной мамы
играю на саксофоне. Спасибо ей за доверие!
- И последний общий вопрос. Чего бы вы как музыканты
хотели добиться? Программа минимум и программа максимум.
Алена: -
Продолжать заниматься любимым делом. Оставить
свой творческий след и чтобы через
много-много лет люди продолжали слушать мою музыку. Для этого я готова
творить днями и ночами, что собственно и делаю.
Текст: Андрей Колобаев National Health Magazine (№ 12, 2010 г.) |
|